На этой неделе не стало грузинского композитора Гии Канчели – автора музыки к самым знаменитым фильмам Георгия Данелии, спектаклям Георгия Товстоногова и Роберта Стуруа. Практически всю жизнь Гия Канчели творил в Грузии, но последние годы жил в Бельгии. О том, кто помог ему сочинить песенку «Мимино» про ту самую птичку-невиличку – в материале «МИР 24».
Каждый, кто хоть раз смотрел «Мимино» Георгия Данелии, несомненно потом напевал эти слова. Уж очень душевно исполнил песню Вахтанг Кикабидзе в роли провинциального летчика Валико. Мелодию «чито-гврито» – в переводе «птичка-невеличка» – сочинил композитор Гия Канчели.
«Как создавалась песня, я не знаю, может быть она уже была готова к тому времени, когда мы начали снимать картину. У меня сложилось такое впечатление, потому что на первых пробах, которые проходили в аэропорту в Тбилиси, она уже существовала, этот мотив и эти слова. Я спрашивал, что такое «чито-гврито». Мне отвечали: а, так, ничего, чепуха. И ведь «мимино» это не «сокол» по-грузински. Так что тут есть вещи, не совсем соответствующие действительности», – вспоминает оператор Анатолий Петрицкий.
Многие думают, что мимино – это воробей. Персонаж, которого ассоциируют с неприметной серой птичкой, хорошо подходил под рабочее название фильма «Ничего особенного». Позже Георгий Данелия и Гия Канчели решили сделать из главного героя сокола. Так и родилась соколиная легенда «Мимино».
«Фильм строится, как здание. Что-то сначала музыкальное. Разные варианты. Это все равно, что сейчас спросить футболиста: как вы замыслили этот гол? Это невозможно, там миллион вариантов. Тогда был Гия Канчели – молодой, замечательный грузинский музыкант. Он не нуждается в моей похвале. Два друга учились и создали эту песню, которую пели во многих городах Советского Союза», – вспоминает сценарист, режиссер Резо Габриадзе.
Впрочем, Гия Канчели расстраивался, что его узнают только по «чите-гврите». А ведь композитор написал музыку более чем к 80 фильмам. И везде это сложная музыка, будь то мытарство Павла Ивановича Васина из фильма «Слезы капали» или утробное звучание планеты Плюк из «Кин-дза-дза!».
«Канчели пытался нащупать этот звук, они вместе с Данелия творили. У него очень многоплановая музыка. И все эти вставочки «ку», «ы» – в этом есть какая-то не то, что издевка, а нутро персонажа. Это поразительно, буквально несколько слов в «Кин-дза-дзе!» – «ка», «це» – и тому подобные вещи. Найден новый язык, создан целый мир – та маленькая вселенная, в которой существуют эти персонажи. Создать мир не так просто», – отметил главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей Скрипка.
С неменьшим воодушевлением Канчели писал музыку для спектаклей. Пожалуй, самая его популярная театральная работа – водевиль «Ханума» про сваху из Тифлиса. Спектакль Георгия Товстоногова был хитом советского телевидения. Сотрудничал Канчели и с театром «Сатирикон», и с Et Cetera. Никогда не мог отказать композитор и своим землякам. С грузинским режиссером Робертом Стуруа у него были десятки совместных работ.
«Он нашел себе маленькую полку. И если посмотреть на эти полки великих композиторов, его полка тоже среди них. Это большая потеря, потому что действительно для создания лица нового театра Руставели он сыграл очень важную роль. И не будь его, все мои спектакли, и вообще я сам был бы иным», – сказал народный артист СССР Роберт Стуруа.
Гия Канчели писал и классическую музыку. На его счету семь симфоний, оперы и несколько камерных произведений. В 2000 году, по просьбе знаменитого скрипача Гидона Кремера, Канчели написал пьесу для симфонического оркестра по мотивам музыки «Кин-дза-дза» и «Слезы капали». По ходу пьесы оркестранты несколько раз поют знаменитое «ку». И оно, без сомнения, навсегда останется в мировой культуре.
Будьте первым, кто оставит комментарий!