Постовые водных дорог

0
41

В России более 2,8 миллиона рек и свыше 2,7 миллиона озер, а еще она омывается двенадцатью морями. И все это не только огромный хозяйственный ресурс, обеспечивающий нас водой, электроэнергией, рыбой, но и важные транспортные артерии. Во время навигации по рекам и озерам ходят суда, зимой водоемы выполняют роль ледяных переправ. А еще они дарят людям радость, здоровье и хорошее настроение. Конечно же, при условии, что все это абсолютно безопасно. Следит за безопасностью людей на водных объектах Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России. Как это происходит, рассказал «МК» заместитель начальника Управления безопасности на водных объектах МЧС Амаяк Нуникян.

Суши весла

— Амаяк Амаякович, если говорить о работе ГИМС, то понятно, что больше всего забот у инспекторов летом и зимой — обеспечивать безопасность отдыхающих на воде, следить за тем, чтобы люди не проваливались под лед. А сейчас, в межсезонье, можно и передохнуть?

— Отдыхать некогда. Идет закрытие навигации — органы власти на местах устанавливают ограничение на выход маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, на воду. Страна большая, где-то навигация уже закрыта — например, в Ярославской области, на Камчатке, на Сахалине, в Сибири. А вот в центральных и в южных районах, где климат другой, использование частных маломерных судов продолжается. Например, в Курской области они активно применяются для осеннего лова рыбы, причем в выходные дни количество желающих порыбачить огромное.

Чтобы рыбалка не обернулась трагедией, сотрудники ГИМС на территории всей России ведут постоянный мониторинг обстановки, следят за соблюдением правил поведения на водоемах, проводят профилактические беседы — предупреждают владельцев плавсредств о том, что при выходе на воду необходимо иметь с собой документы на судно, удостоверение судоводителя, а также напоминают рыбакам о необходимости иметь средства самоспасения и об опасности распития спиртных напитков у воды и на воде.

— Какие еще опасности, связанные с маломерными судами, характерны именно для этого периода?

— Несмотря на завершение навигации, некоторые судовладельцы все же выходят на воду. Это опасно. Сейчас во многих регионах температура воздуха уже опускается ниже нуля, и если судно находится на воде, происходит его обледенение. Нарушается устойчивость плавсредства, и оно может опрокинуться. Нахождение в холодной воде без наличия специальных средств опасно для здоровья и жизни человека.

— Как выявляются нарушители? Какая ответственность для них предусмотрена?

— Нарушителей буквально ловят специальные патрули, которые работают ежедневно в такой период. В минувшие выходные, к примеру, на Камчатке во время совместного рейда ГИМС с полицейскими и пограничниками было выявлено 14 судоводителей-нарушителей, вышедших на воду, несмотря на запрет, который установлен в регионе с 1 ноября. Все они привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Общая сумма штрафов составила 7 тысяч рублей.

Административная ответственность за данное правонарушение, как и виды наказания, устанавливается на местах. Например, в той же Ярославской области за подобное нарушение предусмотрен штраф для граждан до 3 тысяч рублей, для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей, а для юридических лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей. Но не так важно наказать нерадивых судовладельцев рублем, как еще раз объяснить, донести до них то, что выходя на воду во время закрытой навигации — они не только свои жизни подвергают смертельной опасности, но и тех, кого берут на борт.

— А владельцам судов, которые убирают их на зиму, что посоветуете?

— Хорошо просушивать судно перед тем, как поставить его на хранение. Мы свои суда поднимаем из воды, сушим, консервируем, закрываем и только после этого ставим в отапливаемое или сухое помещение.

Переправа, переправа…

— Навигация закончилась, суда поставлены на зимовку. Чем теперь займутся инспектора?

— Началось становление льда на водоемах, и сейчас главная задача инспекторского состава — предотвращение провалов под лед людей и техники. Основные усилия инспекторов направлены на профилактическую работу. Мы уже который год настоятельно рекомендуем региональным и муниципальным властям проводить в зимнее время профилактическую акцию «Безопасный лед». Ее организация возложена на главные управления МЧС России, а к проведению разъяснительной и надзорной работы привлекаются также сотрудники правоохранительных органов, представители местной власти, организаций, ведомств, общественности. В задачи сводных групп входит выявление несанкционированных ледовых переправ и последующее инициирование либо их обустройства, либо закрытия; проверка всех мест массового выхода рыбаков и выезда техники вне ледовых переправ. Также группы каждый месяц зимнего периода в течение одной недели проводят массированную разъяснительную работу — это занятия и инструктажи в образовательных учреждениях и на турбазах, расположенных вблизи водоемов, встречи с населением.

— И каковы результаты работы?

— Такой масштабный и межведомственный подход позволил в разы усилить меры воздействия на граждан. Для примера — итогом акции «Безопасный лед», проведенной в прошлом году в Сибири, стало снижение количества происшествий на водоемах на 41 процент, а числа погибших при этом людей — на 38 процентов.

— Сколько ледовых переправ открывается ежегодно? И какова статистика происшествий на них?

— В зимний период прошлого года по всей стране было допущено к эксплуатации 1054 оборудованных ледовых переправы. Происшествий и гибели на них людей не было. По данным, основанным на метеопрогнозе, в зимний период 2017–2018 годов планируется открытие 1020 ледовых переправ, а также функционирование 1725 традиционных мест массового выхода людей на лед, которых, кстати, в прошлом году было 1654.

Хочется обратить внимание на тот факт, что происшествия и случаи гибели людей в прошлом зимнем сезоне были на незарегистрированных ледовых переправах и запрещенных местах выхода на лед. Тогда погибли 97 человек, в том числе 11 детей. Но в целом это меньше предыдущего года на 22 человека. То есть профилактика все-таки дает результаты! Работа с людьми проводится большая, надеемся, что с каждым годом они будут становиться все грамотнее в вопросах безопасности и станут относиться к своей жизни серьезнее.

— В этом году уже есть организованные переходы через водоемы? Как их подготавливают?

— Да, к примеру, первый ледовый пешеходный переход через реку Лену открыт в черте города Киренска в Иркутской области. Инспектора ГИМС там ежедневно контролируют толщину и структуру льда. Вместе со специалистами местной администрации они провели освидетельствование переправы, убедились в том, что она огорожена, оснащена спасательным имуществом, информационными стендами, а также в том, что установлены шлагбаумы и дорожные знаки, запрещающие движение автомобилей на этом ледяном участке.

— Выезд автомобилей на лед — еще одна головная боль инспекторов?

— Да, и уже есть прецеденты, кстати, тоже в Киренске. Недавно ночью водитель на автомобиле «ВАЗ-2121» решил сократить путь и выехал на неокрепший лед. В 30 метрах от берега машина ушла под воду. Молодого человека — ему 32 года — спасло только то, что глубина реки в этом месте была всего 1,5 метра, ему удалось выбраться из салона. Машину пришлось извлекать из воды автокраном, инспектора проследили за тем, чтобы место провала было огорожено, водитель привлечен к административной ответственности.

— Что предпринимается для того, чтобы предотвратить подобное?

— Выявляются места, где возможен выезд на машинах на неокрепший лед, и совместно с местными органами власти принимаются меры к перекрытию этих путей.

— А если люди пытаются переходить водоемы в неположенных местах, что вы делаете?

— Все эти места инспекторам известны, а новых обычно появляется немного — одно-два в год. Информация о них доводится до местных органов власти, поскольку функции по обеспечению доступа к воде и безопасности жизни и здоровья граждан на водных объектах возложены на них. При необходимости в местах несанкционированных переправ выставляются временные посты, оснащенные теплым помещением, необходимым оборудованием и снаряжением для оказания помощи. Там находятся в готовности профессиональные спасатели МЧС или представители местных специализированных организаций, таких как Россоюзспас или ОСВОД.

— Отчего чаще всего гибнут люди на зимних водоемах? Какие главные рекомендации по безопасности в это время?

— Основными причинами гибели людей в зимний период являются прежде всего выезд граждан на автомобилях на лед для отдыха и рыбалки, выход рыбаков на неокрепший лед, отрыв припайного льда вместе с рыбаками и использование необорудованных ледовых переправ.

— А как понять, что лед еще не окреп?

— Самый тонкий лед всегда ближе к берегу. И если там видна вода, ни в коем случае нельзя на такой лед даже наступать.

— Как удается спасателям помогать зимой тем, кто попал в беду на воде?

— Очень часто это происходит во время патрулирований, в которые сотрудники ГИМС ходят каждый день. Десятки историй на слуху, когда, увидев тонущего или услышав крики о помощи, спасатели успевали буквально подлететь к месту ЧС. Наши сотрудники пользуются судами на воздушной подушке, которые могут применяться при любых погодных условиях.


На реке Печора в среду сотрудники ГИМС предотвратили беду.

Водный патруль

— Давайте поговорим о патрулировании. Эта работа в том числе направлена на снижение аварийности на воде. Что с этим показателем происходит?

— За последние годы аварийность, связанная с маломерными судами, серьезно снизилась. Если раньше она была на уровне 400 аварий за год, то сейчас это порядка 30 случаев. Причем снижение идет и по количеству происшествий и по числу погибших.

— В каком случае инспектор может остановить маломерное судно и какие документы имеет право потребовать?

— Судно может быть остановлено только в случае, если у инспектора есть основание полагать, что нарушены установленные правила и требования. Основные из них — отсутствие идентификационного номера и нарушение правил плавания: маневрирования, расхождений, а также нахождение судна в месте, где нельзя идти на судовом ходу. Документов, которые может потребовать инспектор, всего два. Первый — судовой билет, которым подтверждается право собственности на судно, право плавания под Государственным флагом РФ, а также годность судна к плаванию. И второй — удостоверение права на управление судном. Другие документы инспектор проверять не может.

— Есть водоемы, в которых маломерным судам находиться нельзя?

— Отдельные водные объекты могут быть совсем закрыты для плавания на маломерных судах. Такие ограничения могут устанавливаться для защиты водных, биологических ресурсов. В некоторых водоемах может быть установлено ограничение — например, на использование моторов, а под парусом и на веслах ходить можно.

— Кто устанавливает эти ограничения?

— Сами регионы, а в некоторых случаях федеральные природоохранные органы, ГИМС лишь контролирует их исполнение в пределах своей компетенции.

— Какие меры к нарушителю может применить в закрытом водоеме инспектор ГИМС?

— Тут нужно понимать, что инспектор тоже работает на маломерном судне и он также не может в такой водоем заходить. В таких водоемах существуют свои охранные подразделения, использующие собственные суда, которые и привлекают нарушителей к ответственности.

— А если нарушены другие правила, например маневрирования, что может сделать инспектор?

— Инспектор может лишь составить протокол о правонарушении. А в случае со злостными нарушителями — привлечь силы полиции. Нужно сказать, что третья часть всех рейдов и патрулирований проводится совместно с другими органами власти — где-то это полиция, где-то Росрыболовство. Тогда при выявлении нарушения могут составляться сразу два протокола. К примеру, инспектор рыбнадзора наказывает за браконьерство, а инспектор ГИМС — за отсутствие государственной регистрации.

Круглый год полно забот

— Амаяк Амаякович, давайте разберемся, какое судно нужно регистрировать в ГИМС, а какое регистрации не требует.

— Не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна. Не нужно регистрировать и суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае если он установлен) до 8 киловатт включительно, а также беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров. Обязательной регистрации подлежат маломерные суда, используемые в некоммерческих целях. К ним относятся суда всех типов и конструкций длиной до 20 метров с максимальным количеством людей на борту не более 12 человек.

— Как проходит их регистрация?

— Услуга предоставляется ГИМС. Список всех подразделений с указанием адреса, режима работы, контактных номеров телефонов есть на официальном сайте МЧС России. Сама процедура регистрации строго регламентирована с целью защиты интересов заявителя. Заявлению присваивается входящий номер (сообщается заявителю), а время его принятия фиксируется. Срок ожидания при подаче заявления не должен превышать 15 минут. Регламентом предусмотрено и максимальное число контактов заявителя с регистрирующим органом: их может быть не больше трех. Первый — при оформлении и представлении документов, второй — при осмотре судна; третий — во время получения результата услуги. Всю информацию о ходе предоставления услуги заявитель может получить по телефону или непосредственно на приеме.

— И эта работа ведется независимо от времени года?

— Конечно, ведь маломерные суда покупают круглый год. Кроме того, предусмотрена регистрация ограничений (либо обременений) прав на судно. Также зарегистрируют изменения в реестре маломерных судов, исключение маломерных судов из реестра. Предоставляется в ГИМС и услуга выдачи выписки из реестра маломерных судов и выдачи дубликата судового билета.

— Чем еще занимаются сотрудники ГИМС?

— В течение всего года мы проводим обучение людей безопасному поведению на воде. Работаем со всеми возрастными категориями, но главная наша задача — научить этому детей. Летом мы проводим для них акцию «Научись плавать». Зимой обучаем их плавать в бассейнах. Приходим в школы перед началом каждых каникул, посреди учебной четверти приглашаем ребят к себе на специальные занятия. Рассказываем и показываем им все, что необходимо для сохранения жизни на воде, в том числе учим спасению терпящих бедствие и оказанию первой помощи.

— Эта работа дает результаты?

— Статистика гибели детей на водоемах говорит о том, что вместе с общим неуклонно снижается и этот показатель. И все же мне хотелось бы обратиться в этой связи к родителям. Уважаемые родители, сейчас будет становиться первый лед, и с точки зрения опасности на водоемах это самый сложный и страшный период. Пожалуйста, всегда обращайте внимание на то, где находятся ваши дети. Интересуйтесь, где они, с кем и чем заняты, сейчас есть множество возможностей для этого — звонок на мобильный телефон, смс. И самое главное: не надейтесь только на то, что о безопасности вашим детям расскажут в школе. Там обязательно расскажут, но все-таки дети много времени проводят дома, со своими родителями. Учитесь сами выявлять опасности и все время напоминайте о них своим детям.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

7 + 2 =